• Головна
  • Что надо знать о Госбюджете-2017. Основные плюсы и минусы
11:00, 22 грудня 2016 р.

Что надо знать о Госбюджете-2017. Основные плюсы и минусы

21 декабря в 4:53 утра Верховная Рада Украины приняла проект государственного бюджета на следующий год. 5 ключевых плюсов нового важнейшего финансовый документ страны и ровно столько же минусов. Предлагает рассмотреть Inshe.tv.
                                                                    Что хорошего
Всем по 3200
Что бы не говорили критики всех мастей, но существенное повышение соцстандартов — одно из главных и очевидных достижений свежего бюджета. Разговоры о том, раскрутят ли инфляцию дополнительные расходы на повышение зарплат, соответствует ли это решение власти нынешней экономической ситуации и прочие аргументы «против» вряд ли понятны почти половине работающего населения, чей труд сейчас оценивается ниже новой зарплатной минималки.
По данным Госстата, по состоянию на сентябрь этого года зарплату до 3 тысгрн получали 38,3% работающих ( 2,9 млн человек), зарплаты еще 8,4% (628 тыс) составляли от 3000,01 до 3,5 тыс.
Учитывая размеры теневой экономики, как минимум, для половины из них — это лишь «белая» часть зарплаты. Также очевидно и то, что как минимум, половина работодателей прибегнет к всяческим уловкам (перевод на неполный рабочий день или неделю), чтобы не платить больше «по-белому». Но если даже четверть реально работающих на нынешнюю «минималку» в частном секторе начнут получать больше — уже прогресс. Не говоря уже о реальном увеличении зарплат для учителей и врачей.
По данным официальной статистики, 45,1% (603 тыс) работников сферы образования и 55,1% (451тыс.) работающих в сфере здравоохранения, сейчас получают зарплату ниже 3 тыс грн. В Минсоцполитики говорят, чтобы поднять покупательную способность населения хотя бы до уровня 2013 года, минимальная зарплата должна составлять 2442 грн.
6 миллиардов на таблетки
Финансирование сферы здравоохранения стало одним из самых дискуссионных вопросов бюджетного процесса. Можно долго спорить о том, правильно и подъемно ли для местных бюджетов окажется финансирование медучреждений. Не говоря уже о том, что у власти, несмотря на громкие заявления профильных министров, нет четкого представления о том, как в принципе реформировать отрасль. А от обсуждаемых сейчас в правительстве идей введения страховой медицины веет откровенной коррупцией. Но есть, по крайней мере, три момента, достойные похвалы.
Во-первых, это увеличение финансирования на централизованную закупку лекарств — сразу на 50%. В будущем году расходы по этой статье составят 5,9 млрд грн. В правительстве обещают удвоить эту сумму за счет привлечения средств Глобального фонда, но это уже совсем другая история.
Во-вторых, впервые в бюджете предусмотрены средства (500 млн грн) на компенсацию стоимости лекарств для граждан с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом и астмой.
В-третьих, со следующего года начнут финансироваться программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. По статистике МОЗ, ежегодно в Украине от них умирает около 450 тыс человек, что вдвое больше, чем в Польше, и втрое — чем Италии. В частности, 60 млн грн в бюджете заложено на приобретение медикаментов и оборудования для Института сердца и Национального института рака МОЗ, еще 150 млн — на создание центров сердечно-сосудистой хирургии.
5% ВВП — на армию
Правительство выполнило одно из наиболее часто звучавших требований — финансирование армии составит 5,14% ВВП. В бюджете-2017 на сектор обороны и безопасности заложено 132,9 млрд. грн., из которых 117,4 млрд. грн — расходы общего фонда. В частности, финансирование Минобороны увеличится на 12% до 61,8млрд грн, расходы на денежное обеспечение военнослужащих вырастут на 9,8 % до 65,5 млрд. грн. Кроме того, на 20% или на 386 млн грн по сравнению с нынешним годом увеличены траты на лечение и реабилитацию военных. Почти 2 млрд грн. в следующем году будут направлены на медицинское обеспечение армии, приобретение медикаментов и медицинского оборудования. Из значимых новаций — увеличение почти на четверть финансирования разведывательного органа Госпогранслужбы. В следующем году эта структура получит 83 млн грн. также вырастут расходы государства на спецмероприятия по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.
500 миллионов — на кино
Финансирование культуры стало одной из главных «фишек» бюджетной рекламной кампании правительства. Действительно — увеличение расходов на нее сразу на 89% выглядит впечатляюще. Правда, в денежном выражении речь идет сравнительно о небольшой сумме — «плюс» примерно 1,75 млрд грн. Чуть ли не треть этой суммы прибавки — 500 млн грн составляют расходы на создание и распространение украинских фильмов.
Еще 455 млн грн в бюджете-2017 забито на проведение «Евровидения». Остальное разойдется по «мелочам» — на строительство и содержание памятников и объектов культурного наследия и заповедников, поддержку национальных худколлективов и выпуск украинской книжной продукции.
5,5 млрдгрн — на поддержку аграриев
В следующем году будет выделена рекордная сумма на поддержку сельхозпроизводителей — 1% от объема производства сельхозсектора, это правило закрепили и в Бюджетом кодексе. 4 млрд грн составят прямые бюджетные дотации.
Еще 1,5 млрд грн правительство распределит таким образом: на компенсацию стоимости сельхозтехники — 500 млн грн, на удешевление агрокредитов — 300 млн грн, 700 млн грн пойдет на создание аграрного Фонда гарантирования.Изначально декларировалось, что дотации пойдут на поддержку мелких и средних фермерских хозяйств. Однако теперь уже нет сомнений, что деньги получат крупные агрохолдинги в качестве компенсации за отмененный спецрежим по НДС. Во всяком случае, уточняющая поправка о том, чтобы дотировать только предприятия с выручкой до 250 млн грн не вошла в бюджетный документ.
                                                                  Что плохого
Оборонка осталась без денег Януковича
Утвердив бюджет-2017 раньше закона о спецконфискации, депутаты фактически создали в нем дыру в 10,5 млрд грн. Из общей суммы спецконфиската в 40 млрд грн именно такой объем средств правительство уже расписало по бюджетным программам. Это означает, к примеру, что программа развития оборонно-промышленного комплекса и наращивание мощностей для изготовления продукции оборонного назначения будет профинансирована только наполовину, не досчитавшись 400 млн грн. Минобороны останется без почти 528 млн грн, предназначенных на финансирование мероприятий по повышению обороноспособности страны. Та же судьба постигнет «космические» и некоторые аграрные программы, не полностью будет профинансировано наполнение Фонда регионального развития и поддержка объединения территориальных общин, словом, те программы, средства на которые «забиты» еще и в спецфонде госбюджета.
Дутые фонды
Мифические доходы предусмотрены не только для спецфонда бюджета, но и новосозданных Дорожного фонда и Фонда энергоэффективности. В следующем году на дорожное хозяйство из бюджета выделяется 14,2 млрд грн плюс задекларировано возможное привлечение от международных финансовых организаций еще около $1 млрд. Именно эта рекордная сумма должна якобы дать возможность начать наконец масштабное строительство дорог.
Что имеем на самом деле? Из выделенной бюджетом суммы 7,3 млрд пойдет на обслуживание долговых обязательств «Укравтодора», 2 млрд — на обслуживание дорог и только 4,5 млрд — может быть направлено на текущий ремонт. Финансирование строительства за счет новых кредитов МФО — большой вопрос. Всемирный банк уже сообщил о своем намерении сократить кредитный портфель «Укравтодора» в 2017 году на $220 млн, пояснив это медленным освоением уже выделенных средств. Даже если предположить, что деньги снова вернутся, освоить их вряд ли удастся.
Мининфраструктуры и само толком не знает, какие проекты могут быть профинансированы в будущем году под новые кредиты МФО, а вменяемая стратегия развития автотранспортной системы страны появится не раньше середины будущего года. Правда, уже вчерашней ночнью с голоса в бюджет была внесена норма, распространяющая на все области эксперимент о зачислении на развитие дорожного хозяйства 50% от перевыполнения плана по сбору таможенных платежей. Таким образом, Автодор должен разжиться еще 15 млрд грн, если, конечно, таможенные планы перевыполнят.
Примерно такая же ситуация с Фондом энергоэффективности. Из бюджета в него будет направлено 400 млн грн., еще до 100 млн евро хотят получить от МФО. Однако пока международные кредиторы не горят желанием вкладываться в фонд. Их смущает невнятно прописанная модель его работы с весьма высокими коррупционными рисками.
Бес приватизации
Слишком оптимистично, с учетом последних приватизационных провалов, правительство обошлось с доходами от продажи государственного имущества. В следующем году по этой статье планируется привлечь традиционные — 17,1 млрд грн. Примерно одинаковая сумма закладывается в доходах от приватизации в бюджетах последних лет и так же стабильно не выполняется. По оперативным данным КМУ, за 11 месяцев этого года от продажи госимущества в бюджет поступило 583,5 млн грн, в 2015- 151,5 млн грн, в 2014 году -0,5 млрд. грн, в 2013 — из запланированных 10,9 млрд грн только 1,5 млрд грн. Поступления от приватизации, как и государственные заимствования, являются одним из источников финансирования дефицита бюджета. Из-за недопоступлений от продажи госимущества приходится наращивать объемы выпуска ОВГЗ и, соответственно, размеры госдолга.
Госдолг дотянет до 100% ВВП
Согласно расчетам, которые правительство закладывало в первоначальную версию бюджета, объем государственного и гарантированного государством долга на конец года должен был составить 88,8% от ВВП. Однако национализация Привата и ориентировочная потребность в его докапитализации на сумму 148 млрд. за счет ОВГЗ сильно подпортят картину. «Это приведет к очередному росту объема государственного и гарантированного государством долга. К концу следующего года этот показатель может приблизиться к критичной отметке в 100% ВВП», — подсчитала Антонина Дешко, эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований. Для сравнения, в конце 2015 году этот показатель составлял 79,4% ВВП.
Кого обделили
Один из главных промахов — недофинансирование по статье общественное вещание. Старт общественного вещания запланирован на начало 2017 года. Реформа государственного телеканала должна в перспективе изменить информационное пространство страны, оздоровить его. По законодательству его финансирование должно осуществляться на уровне 0,2% расходов госбюджета прошлого года. То есть в бюджете-2017 на указанные цели должны были предусмотреть 1,28 млрд. Вместо этого выделили только 970 млн грн. Правда Владимир Гройсман уже заявил, что «общий бюджет НТКУ будет не менее 1,2 млрд грн. Мы сейчас распределили расходы на НТКУ и на проведение «Евровидения», но вы знаете, что Киев не менее 200 млн будет финансировать «Евровидение». Это означает, что эти ресурсы полностью будут направлены на НТКУ».
В расходах Минобразования не предусмотрели дополнительных расходов на повышение на 2 тарифных разряда зарплат педагогам техникумов. Сколько еще таких «оплошностей» имеется в бюджете, пожалуй, сейчас не скажет никто, но все они обязательно всплывут. И тогда правительству снова придется решать отдельно взятую проблему в ручном режиме.
Напомним, во время обсуждения проекта бюджета Гройсман обозвал народных депутатов профессиональными бездарями.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#госбюджет #Верховнаярада #Украина
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...