• Главная
  • Советы психолога: как общаться с постоянно жалующимся человеком
15:00, 19 апреля
Надежный источник

Советы психолога: как общаться с постоянно жалующимся человеком

Советы психолога: как общаться с постоянно жалующимся человеком

Как постоянно жалующиеся люди вредят себе
Как считают психологи, привычка жаловаться имеет вполне очевидные физические последствия. Когда человек бесконечно озвучивает пессимистические, бессильные переживания, в его мозге происходит перенастройка нейронных связей. В результате отрицательные стереотипы мышления становятся более устойчивыми. А для положительных – например, благодарности, доверия, ощущения благополучия просто не остается места.
Впоследствии те, кто постоянно мыслит отрицательно, становятся зависимыми от этого. Их привлекает драма как возможность снова и снова жалеть себя.
Привычка видеть во всем плохое сказывается на работе и жизни в целом. Человек, который любит жаловаться, отчетливо видит проблемы, но зачастую не способен с ними разобраться. Ведь поиск решения предполагает веру в успех. А людям со сложившимся отрицательным мышлением привычнее и приятнее думать, что ничего не получится.
Как постоянно жалующиеся люди вредят окружающим
Это похоже на пассивное курение. Вам не нужно курить самому, чтобы вдохновляться вредным никотиновым дымом – достаточно постоять рядом возле курящего. Чужие жалобы – это тот же дым.
Человеческий мозг устроен так, что мы бессознательно примеряем на себя настроение окружающих нас людей. Заражаемся чужими эмоциями. На этом основан механизм эмпатии.
С эволюционной точки зрения эмпатия – полезное качество. Она помогает нам выжить. Если люди вокруг испуганы, мы тоже чувствуем тревогу. И спасаемся бегством, не теряя драгоценные секунды на то, чтобы самостоятельно обнаружить опасность и испугаться. Эмпатия позволяет нам быстро сочетаться с другими, чтобы вместе защититься от угрозы.
Но этот механизм имеет и обратную сторону. Если кто-то рядом с вами постоянно жалуется, вы можете заразиться чужим отрицательным образом мышления. И прежде чем осознаете это, сами станете вести себя так же.
Надо ли всегда избегать тех, кто жалуется
Нет. Не все жалобы вредны. Есть и продуктивные: они приводят к достижению какого-либо результата, хотя и не всегда явного.
Например, человек может жаловаться вам, чтобы:
- поделиться своими переживаниями и страхами. В ответ вы дадите ему необходимую поддержку и, таким образом, поможете снизить стресс.
- сообщить о волнующей проблеме. Так эта проблема выносится на поверхность, становится доступной для обсуждения. А это первый шаг к тому, чтобы найти решение.
- вызвать сочувствие и желание помочь.
У продуктивных жалоб есть общая черта: они ситуативны и не звучат каждый день.
А хроническое недовольство совсем другое. Оно бесконечно и не имеет цели. Точнее, когда-то цель, возможно, и была. Например, нередко люди приобретают привычки жаловаться еще в раннем возрасте – таким образом они привлекают внимание родителей. Но потом это превращается в глубоко укоренившуюся модель поведения. И может стать частью личности человека.
Как общаться с человеком, который часто жалуется
К сожалению, попытки помочь таким людям чаще всего малоэффективны, а то совсем безуспешны. Проблему можно решить сеансами психотерапии, но человек должен сам осознать его потребность.
Если вы не близкий родственник, который мог бы уговорить жалующегося на визит к специалисту, ваша задача — прежде всего защитить себя. И только потом «на безопасном расстоянии» искать способ помочь.
1. Установите границы
Вы должны сообщить тому, кто хочет снова выплакаться в жилетку, что готовы выслушать его, посочувствовать и дать пару советов. Но не готовы снова и снова вести один и тот же разговор. По той простой причине, что пережевывание негатива не приносит пользы ни одной из сторон.
2. Напоминайте, что жалобы бывают продуктивными и нет
Иногда жаловаться на что-то – это даже полезно. Но у жалоб должна быть цель. Стоит поинтересоваться у манипулятора, чего он ждет от окружающих, когда рассказывает о своих проблемах.
Одно дело, если ему нужна помощь, но если цель состоит в том, чтобы пожаловаться, и манипулятор ничего не делает для решения проблемы, то можно сообщить, что разговор не конструктивен.
3. Меняйте тему на более положительную
Это способ попытаться перенастроить мозг жалующегося человека из привычного негатива на что-то хорошее. Например, если кто-то плачется о том, что постоянно занят, можно сказать: "Ух ты, вы ведете такую насыщенную жизнь! И способны справляться с таким количеством дел одновременно!" Или на фразу "Я так устаю с детьми" попытайтесь ответить следующими словами: "О, я недавно видел вашего мальчика, он такой заводной и оптимистичный. У него потрясающая улыбка, совсем как у вас!"
Мир полон сложностей. Но вместе с тем вокруг много радостей, которые тоже нужно учиться замечать. Это помогает сломать отрицательные стереотипы в мышлении. И в конце концов облегчает жизнь не только жалующемуся, но и всем окружающим.

______________________________________________________________________

Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Черноморска!  Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группу в Facebook.  Для удобства скачайте наше бесплатное мобильное приложение IOS / Android.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#здоровье #психология #негативные мысли
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...