• Головна
  • "Математическая катастрофа": почему украинские школьники разучились логически мыслить?
15:00, 17 грудня 2019 р.

"Математическая катастрофа": почему украинские школьники разучились логически мыслить?

"Математическая катастрофа": почему украинские школьники разучились логически мыслить?

Результаты исследования PISA обнаружили серьезные недостатки в знаниях украинских учеников по математике. Каждый третий не знает этого предмета даже на базовом уровне. О том, какие решения предлагаются, пишет Deutsche Welle.
"Советская математическая школа", которой Украина всегда гордилась, очевидно, окончательно дожила свой век и больше не приносит плодов. Результаты международного исследования PISA, в котором Украина впервые участвовала, показали, что 36 процентов украинских школьников, то есть каждый третий ученик, не овладели даже минимальным базовым уровнем по математике.
Лучшие знания математики продемонстрировали ученики Китая, Сингапура, Макао и Гонконга. По математическим навыками украинские школьники имеют худшие показатели, чем их эстонские, польские, белорусские сверстники, но выше, чем школьники в Молдове и Грузии. "Миф о том, что советская система образования, в частности в математическом направлении, работает и мы в дальнейшем можем "выезжать" на том, что с качеством у нас все хорошо - разрушены", - подытожила министр образования и науки Украины Анна Новосад в своем блоге на портале "Новое время".
Незнание математики снижает критическое мышление
В министерстве образования Украины решили, что внешнее независимое оценивание (ВНО) по математике для выпускников станет обязательным с 2021 года. Однако, чтобы проверять знания по математике к ВНО, школьников нужно еще квалифицированно научить абстрактно и логически мыслить, решать примеры, уравнения, логические задачи. С этим в Украине проблема, говорят эксперты. Старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, кандидат физико-математических наук Ирина Егорченко констатирует, что с преподаванием математики ситуация действительно критическая.
Она это объясняет тем, что в 1990-х годах в Украине популяризировалось изучения гуманитарных наук за счет изучения арифметики. Тогда количество часов преподавания математики сократили почти вдвое. "Сейчас у нас практически нет возможности готовить качественных инженеров и экономистов. Дети нулевые, по математике не знают даже элементарных вещей", - сетует Егорченко и добавляет, что отсутствие элементарных математических знаний также снижает способность критически и логически мыслить. "Катастрофическая ситуация с математикой" замыливается "высокими успехами школьников на международных математических олимпиадах, но это единицы, они не отражают общее состояние изучения математики всеми школьниками", - заключает Егорченко.
Неподготовленные учителя и немотивированные ученики
Профессия учителя математики не является престижной в Украине, поэтому овладевать ею в педагогический вуз идут, только те, кто не смог поступить в университеты на более престижные и востребованные профессии, замечает руководитель образовательных программ общественной организации "Настоящие изменения" Виктор Артеменко. "Те, кто лучше знает математику, физику не идут в педагогический университет и не идут потом учительствовать. Это связано с зарплатами учителей. Поэтому на выходе имеем худшего выпускника - учителя математики ", - отмечает Артеменко и добавляет, что низкий уровень подготовки и мотивации учителя непосредственно отражается на знаниях учащихся. Эксперт указывает на то, что в основном от некачественного преподавания математики страдают сельские школы, где есть недостаток педагогических кадров, в том числе по точным наукам.
Депутат от партии "Голос", член комитета Верховной Рады по вопросам образования, науки и инноваций Инна Совсун считает, что нехватка профессионально подготовленных учителей математики углубляется остаточным "советским формализмом", которым до сих пор грешит украинская система образования. "Часто учителя снижают детям баллы, потому что они неправильно что-то перечеркнули, или отступили НЕ столько ячеек. Это демотивирует учеников, потому что детей учат правильно вести тетрадь, вместо того, чтобы учить мыслить", - говорит Совсун.
Что с этим делать?
Через такой формальный подход к преподаванию математики дети теряют к ней интерес. К этому добавляется еще и несовершенство программы по математике, когда большой объем материала нужно изучить в короткий промежуток времени, а темы абстрактные и не привязаны к реальным жизненным ситуациям. "Стоит изменить содержание образования по математике, чтобы дети не просто делали типовые расчеты, а решали прикладные задачи, которые они смогут применить на практике", - говорит эксперт по вопросам образования Реанимационного пакета реформ Владимир Бахрушин.
Эксперты сходятся на том, что обязательное ВНО по математике нужно, чтобы привлечь внимание к проблеме и настроить детей на усвоение хотя бы базового материала. Министр образования и науки Украины Анна Новосад сообщила, что для этого будет увеличено количество часов на изучение математики. Также министерство хочет объявить следующий год - годом математики в Украине.
Депутат Инна Совсун сообщила DW, что ее партия будет лоббировать закрепление на законодательном уровне обязательного ВНО по математике, чтобы оно не зависело от политической конъюнктуры. Виктор Артеменко убежден, что начинать нужно с кадровой политики и хотя бы на первом этапе дать возможность преподавать математику не только людям с педагогическим дипломом, но и другим специалистам, которые хорошо разбираются в предмете. По его мнению, они могли бы получить специальный педагогический сертификат на педагогических курсах. Эксперт верит, что это может значительно улучшить качество математических знаний украинских школьников и повысить их мотивацию.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#школа #образование #реформа
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...