Восемь главных правил и один совет: все, что нужно знать о Всемирном дне защиты прав потребителей в 2019 году
Сегодня весь мир отмечает День защиты прав потребителей, то есть всех без исключения людей на планете, которые когда-либо что-то приобретали.
О сути и истории этого праздника, что делать, например, чтобы обезопасить свой смартфон от взлома, пишет 112.ua.
Кеннеди и его четыре права: С чего все началось?
День защиты прав потребителей - праздник родом из США. Там его отмечают уже почти 60 лет - с того дня, как 15 марта 1962 года президент страны Джон Кеннеди в своем обращении к Конгрессу дал определение понятию "потребитель" и выделил четыре основных права потребителя.
"Понятие "потребитель" включает всех нас, это - крупнейшая экономическая группа, чьи интересы затрагиваются почти каждым общественным и частным экономическим решением. Это единая важнейшая группа..., взгляды которой часто не учитывают", - отметил глава американского государства.
Кеннеди подчеркнул, что потребитель должен иметь: право на получение информации, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным.
Все они легли в основу так называемого Билля о правах потребителя.
Позже, в 1983 году, Генеральная Ассамблея ООН официально закрепила праздник в международном календаре знаменательных дат, и его стали отмечать ежегодно 15 марта во всем мире.
Интересно, что упомянутый законопроект Кеннеди был расширен до восьми правил и одобрен ООН двумя годами после. В частности, в документ добавили: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Благодаря этому потребительские права получили международное признание, так как легли в основу работы не только Всемирной организации союзов потребителей, но и союзов потребителей во всем мире.
Момент единения: Как отмечают World Consumer Rights Day?
Традиционно во Всемирный день защиты прав потребителя все международные потребительские движения объединяются и проводят ряд мероприятий в разных уголках мира с единой целью - напомнить основные права потребителей, требуя, чтобы эти права уважались и защищались, и протестуя против злоупотреблений на рынке и социальной несправедливости, которые подрывают их.
При этом стоит отметить, что одной из особенностей праздника является то, что каждый год он проходит под определенным лозунгом. В прошлом году, к примеру, темой был слоган - "Цифровые торговые площадки Fairer", в нынешнем году - это "Доверие к смарт-продуктам".
Как поясняют в Международном союзе потребителей, смарт-продукты сегодня все более популярны, они значительно облегчают жизнь людей, делая приобретение товаров и услуг более доступным, но в то же время на интернет-просторах небезопасно, конфиденциальные данные пользователей могут быть похищены, и как действовать, чтобы этого не произошло, многие не знают.
Предварительно для исправления этой ситуации организация намерена провести тематические мероприятия в более 90 странах мира.
Дань празднику: Как защитить смартфон от взлома?
К сожалению, в Украине ко Всемирному дню защиты прав потребителей не намечено каких-то глобальных мероприятий, но мы все же попытаемся быть в тренде, объяснив, к примеру, как защитить наиболее ходовой в нашей стране смарт-продукт - ваш смартфон.
Да-да, телефон нуждается не только в чехле и поклейке защитного стекла, сегодня также крайне важно знать, как обезопасить его от взломов и утечки такой конфиденциальной информации, как данные банковской карточки или интимные фото.
Прежде всего, нужно понимать, что может нанести вред вашему смарт-продукту. В случае с телефоном речь о вредоносном программном обеспечении, которое зачастую маскируется под безобидное приложение. Например, игру, фоторедактор с мордочками эльфов, калькулятор калорий или онлайн-словарь.
Одни вредоносные программы могут использовать уязвимости операционной системы или приложений, установленных на смартфоне, другие вынуждают пользователя разрешить какие-нибудь действия - доступ к одноразовым паролям из СМС-сообщений, камере, рабочему столу гаджета или другим приложениям.
Но в каждом из этих случаев вредоносную активность очень трудно определить до момента, когда с вашей карточки списываются деньги, или злоумышленник получает компромат для шантажа.
При этом важно: устанавливает такого рода программы сам потребитель, а не производитель или продавец товара, поэтому ответственность за потерю данных из-за них также несет он.
Чтобы не попасть впросак, пользователь смартфона должен помнить пять простых правил:
1. Устанавливайте приложения только из официальных маркетов, как Google Play и App Store. Они проводят проверку приложений, прежде чем те станут доступны пользователям, а значит - подцепить заразу там намного сложнее.
Если же вы все-таки решились скачать что-то с неизвестного ресурса, при установке поставьте галочку "Установка приложений из ненадежных источников", тогда есть вероятность, что сработает защита системы.
2. Внимательно читайте, какие доступы, разрешения и функции требует включить установленное приложение. Если, к примеру, калькулятор калорий требует доступ к вашим СМС - это повод задуматься и отказаться от его установления.
3. Регулярно обновляйте свои приложения. Дело в том, что злоумышленники внимательно изучают уведомления производителей об исправленных недочетах и лазейках, и направляют свои зловреды на тех пользователей, которые не успели обновить старую версию.
4. Забудьте про root-права - получение полного контроля над системой своего гаджета. Существует множество приложений, которые предоставляют такие возможности, но они также полностью разрушают безопасность на устройстве, что делает его легкой добычей для злоумышленников.
5. Не давайте приложению странные разрешения. Нет, это не повторение. Начиная с ОС Android 6 некоторые разрешения невозможно выдать при установке — они предоставляются только после их запуска. Так, если приложению понадобится доступ к чтению СМС, местоположению или другой конфиденциальной информации, пользователь может ему отказать.
Вместо бонуса
Все-все о своих потребительских правах вы можете узнать из закона Украины "О защите прав потребителей", то есть здесь.
В этом документе есть общие ответы, например, кто должен платить за разбитую бутылку в магазине, что делать, если вам оказали некачественную услугу, и многое другое.
___________________________________________________________________
Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Черноморска! Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группу в Facebook. Для удобства скачайте наше бесплатное мобильное приложение IOS / Android.