«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки

Для истинных ценителей музыки одна из самых притягательных площадок фестиваля «Коктебель джаз» – это сцена Jazz&Blues Cafe. В этом году она мигрировала из Дворца культуры Черноморска на территорию «Чайки», и каждый, кто шёл к главной сцене или просто к морю, мог на секунду задержаться и послушать рассказы ведущего этой сцены – Алексея Когана.

«Секундой», как правило, время не ограничивалось. Алексей Коган – удивительный рассказчик, и слушать его и музыку из его коллекции можно часами. Он лично знаком с множеством выдающихся музыкантов, и его лекции были приправлены рассказами о встречах с ними, тонким юмором и живыми подробностями. А когда звучала музыка, Алексей предлагал своим зрителям «закрыть глаза и просто слушать…»

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-1
«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-2

На эти встречи мы, благодаря поддержке президента фестиваля Лилии Млинарич, приходили вместе с давним знакомым – черноморским музыкантом и меломаном Михаилом Товстиком. И специально для сайта «04868» Михаил поделился впечатлениями от встреч в Jazz&Blues Cafe, которые мы и представляем нашим читателям.

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-3

«Алексей Коган – это человек, рядом с которым любой меломан может почувствовать себя дилетантом. За несколько десятков лет он записал несколько тысяч радиоэфиров, поучаствовал во множестве проектов, работал над организацией многих джазовых фестивалей и привозил на Украину звезд мирового джаза первой величины – Херби Хэнкока, Стэнли Кларка, Билли Кобэма, Джорджа Бенсона, Чика Кориа и многих других.

На этих фестивальных выходных жителям Черноморска и гостям «Джаз Коктебеля» выдалась отличная возможность, помимо всего прочего, посетить лекции Алексея Вадимовича. Вообще-то формат мастер-класса «Слушаем музыку вместе» больше напоминал не столько лекции, сколько нечто среднее между дружеской беседой и радиоэфиром. Именно в таких неспешных беседах часто рождается желание встретиться снова – после запланированных пятничной и субботней встреч появилась идея провести еще одну внеочередную лекцию в воскресенье.

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-4

Алексей Коган говорил о том, что музыка не может оставаться живой, если замыкается в рамках одного стиля. В субботу за полтора часа ему удалось показать произведения музыкантов из самых разных уголков земного шара. Главное, что их объединяет – это свобода импровизации, музыкального переосмысления уже имеющегося музыкального материала. В связи с этим Алексей Вадимович упомянул о легендарном джазовом саксофонисте и композиторе Чарли Паркере, который как-то сказал, что джазовый музыкант должен сначала досконально изучить свой инструмент, затем послушать все, что было сыграно на этом инструменте до него, а потом – внимание! – забыть и первое, и второе и просто играть.

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-5

Я думаю, для этой встречи Алексей Коган как раз подобрал записи таких виртуозов, которые просто играют, позабыв обо всем том, что у них давно уже и так «сидит в пальцах». Мы услышали Ибрагима Маалуфа – как солирующего пианиста, так и участника ансамбля. Мы услышали Эйстейна Севога, написавшего совершенно изумительную «Contact» для неземного голоса Бенедикте Торгет – почти саамские распевы в духе Мари Бойне!

Дальше была знаменитая «Памяти Карузо» в исполнении Паваротти. Потом в исполнении автора Лучо Далла. В исполнении Майкла «Патчес» Стюарта, бывшего трубача из коллектива Маркуса Миллера. Потом – внезапно! – Агутина и его группы. У Леонида, кстати, отличные музыканты. На это обратил внимание Алексей Коган, приведя и другие примеры такого сотрудничества – музыкантов группы «ВИА Гра», контрабасиста из «Океана Эльзы».

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-6

Да, Алексей Вадимович говорил о многом: о том, что даже в откровенно коммерческих проектах чаще всего можно услышать прекрасных исполнителей. О том, как подчас докучают организаторам фестивалей слушатели-скептики («публика с поджатыми губами», которым «с таким настроением слона не продать»). О том, на сколько всего способны пожилые мастера. Такие, например, как Херби Хэнкок, Чарли Хэйден или Тутс Тилеманс. От последнего, гения губной гармошки, мы услышали замечательную интерпретацию шведской народной песни «Vem Kan Segla Förutan Vind» («Кто может плыть без паруса») – говорят, когда записывали эту ее обработку, на партию губной гармошки просто не представляли никого другого, кроме Тутса. Кстати, песня не только шведская народная. У нас этот мотив стал известным под названием «Крутится-вертится шар(ф) голубой». Музыковеды утверждают, что песню эту знал еще композитор Михаил Иванович Глинка.

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-7

Однако народная музыка и ее связь с современным джазом и музыкой в целом – тема слишком обширная. Вот и Алексей Коган не стал развивать ее в субботу, а отвел для нее следующее, воскресное утро. Он заметил, что народная музыка хороша своей чистотой и первозданностью, хороша как материал для новых музыкальных толкований, по выражению джазового пианиста и композитора Михаила Альперина, как не имеющая в себе «внутреннего конфликта». Вот мы и угадывали в экспериментах современных импровизаторов то украинскую эмигрантскую песню, то щедрик, то сефардские напевы. Конечно, материала и кроме народной музыки предостаточно. К примеру, Энвер и Ление Измайловы соорудили джазовую перепевку нетленной «Smoke on the Water» – решение получилось довольно спорное, но любопытное.

«С широко закрытыми глазами»: на сцене Jazz&Blues Cafe в Черноморске Алексей Коган открывал миры прекрасной музыки, фото-8

Ближе к концу встречи Алексей Коган перенес своих слушателей на вотчину музыкальных романтиков. Мы стали угадывать в произведениях визуальные образы: норвежские горы и Париж у Эйстейна Севога, а потом – торжественно-скорбную тишину у Чарли Хэйдена («то, с чего начинается и чем заканчивается жизнь»). Последней антивоенной композицией Алексей Вадимович и закрыл воскресный мастер-класс, напомнив, что «из всех шумов музыка – самый дорогой и неповторимый».

Михаил Товстик – специально для сайта «04868»

________________________________________________________________

Фото Ирины Василенко, Ольги Ксенофонтовой


_______________________________________________________

Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Черноморска! Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группу в Facebook. Для удобства скачайте наше бесплатное мобильное приложение IOS/Anroid.

.

джаз блюз Коган фестиваль Коктебель Jazz&Blues млинарич Черноморск
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии