Новая Украинская Школа: без "домашки" и продленки

Те родители, которые хотят в этом году отдать свое чадо в первый класс, уже с 23 апреля могут подавать документы для зачисления ребенка в ту школу, к которой он приписан по микрорайону. Кроме того, что с этого года вводится двенадцатилетняя система обучения, согласно новому стандарту, существует еще и масса других изменений.

О  плюсах и минусах новой системы пишет Вести.

В прошлом году пилотный проект Новой Украинской Школы, был опробован на 100 экспериментальных школах по всей Украине. Вот что рассказала директор одной из этих школ Алина Примаченко, директор Немешаевского УВК.

 В школу не позже 6 лет и 11 месяцев

В этом году правила поступления ребенка в первый класс изменились: родители не смогут отдать ребенка в ту школу, в которую они захотят — это касается бесплатных государственных учреждений. Теперь на сайте каждой школы до 23 апреля будут опубликованы списки учеников, приписанных к ней по микрорайону. В эти списки попадают дети, которым до 10 октября 2018 года исполнится 6 лет. Если ребенок младше даже на месяц, его фамилии не будет в списке рекомендованных к зачислению и в этом году он не пойдет в школу. Исключением может быть частная школа, но только после собеседования и проверки педколлективом на физическую и психологическую готовность ребенка.

Еще одна новинка — родители не смогут оставить ребенка еще на год дома, если ему уже исполнилось 7 лет или исполнится до 10 октября. Отказ от обучения в школе может быть в одном случае — если ребенок находится на домашнем обучении и зачислен в школу-экстернат. Если это так, то в школу, к которой он приписан по микрорайону, необходимо принести справку о том, что он числится в другом учебном заведении. Отказ от школы вовсе после семилетнего возраста будет грозить родителям такого ребенка проблемами со Службой по делам детей.

«Программа «Новой украинской школы» адаптирована под программу садика, т. е. сейчас нет такого, что ранее дети учились считать до пяти, а в школе должны оперировать цифрами до ста, или с 1 сентября ему дадут учебник, рассчитанный на уже читающего ребенка. Все компетенции построены в игровой форме — раскрашивая картинки, первоклассники учатся считать, смотря мультики — узнают буквы, а природные явления сами видят во время опытов. Кроме того, теперь урок не длится ровно 35 минут. Если первоклассник устал, он может встать из-за парты и пойти в игровую зону или зону творчества.

Учитель также обязан смотреть за общим настроением класса, если он видит, что дети неактивны даже после 15 минут урока, он должен предложить физкультминутку или вовсе перенести урок в зону игры и отдыха. Потому переход от садика к школе для ребенка не будет болезненным ни в плане изменения методов обучения, ни в плане повышенной нагрузки. Из-за этого не стоит бояться отдавать ребенка в школу в 6 лет. Но при этом нужно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и он должен быть готов к школе в первую очередь эмоционально и психологически, т. е. быть самостоятельным — уметь обслужить себя и понимать правила поведения в обществе».

Одиночные парты и групповые занятия

Дети больше не будут сидеть на уроках рядами по два ученика за партой. Согласно новым стандартам, всем первоклассникам необходимы индивидуальные парты, которые станут «расти» вместе с ними. Т. е. когда ребенок вытянется, их можно будет приподнять. Парты должны быть легкими и мобильными — это связано с тем, что на каждом уроке будут проходить групповые занятия. В зависимости от тематики урока парты могут стоять буквой «П», по кругу, сгруппированы по четыре или шесть мест и т. д. Расположение парт должно меняться не реже чем раз в неделю. Поэтому ребенку должно быть легко передвинуть в нужную локацию свое рабочее место.

Еще одно из требований НУШ — наличие в классе исключительно открытых шкафов, т.е. все подсобные материалы, которые используются для наглядного объяснения урока, не должны быть спрятаны и закрыты дверками шкафов. Это нужно для того, чтобы ребенок мог в любой момент подойти, потрогать, разобраться, ведь большинство детей в младшей школе — сенсорики, т. е. постигают мир при помощи действий, практики и опыта.

«Групповые занятия и мобильные парты необходимы для того, чтобы дети привыкали быть легкими на подъем, без труда выходили из привычной зоны комфорта и учились адаптироваться к постоянно видоизменяющимся условиям работы. В каждом классе учитель после знакомства с детьми прописывает с ними правила поведения на уроках и в школе. Они их вместе придумывают, обсуждают и утверждают. В этом и заключается демократический смысл образования. И, как показала практика, правила поведения, которые придумали сами дети и осознанно утвердили, намного охотнее выполняются ими, чем указание и запреты сверху от учителя. Что касается финансирования, все до конца не ясно. Сегодня обещают, что на каждый первый класс из госбюджета выделят по 52 тыс. грн, кроме этого первоклассников обеспечат компьютером и ксерокопировальной машиной. На что будут потрачены выделенные деньги решать будут индивидуально в каждой школе. И если на что-то средств не хватит, то будут привлекаться спонсорская помощь и благотворительные взносы родителей».

Без «домашки» и продленки

Программа начальных классов с этого года построена таким образом, что детям не будут задавать домашнее задание. Потому необходимость ежедневно носить тяжелые портфели с учебниками отпадает. Все учебные материалы остаются в классе, для этого есть специально отведенное место под партой. В зоне творчества у каждого ребенка будет свой индивидуальный бокс для хранения их крафтовых материалов: картона, цветной бумаги, альбомов, ножниц, красок и т. д. На соответствующем уроке дети самостоятельно будут доставать свой контейнер и готовиться к нужному заданию.

Но если ребенок захочет дома поднянуть какие-то предметы, учебный материал он может взять с собой — это не запрещается. А вот из-за того, что не будет домашних заданий, не будет и группы продленного дня, т. е. после окончания уроков, примерно в 12 часов, школьников нужно забрать домой.

Это устраивает не всех родителей, ведь большинство из них в это время еще на работе. Не будет в начальной школе и оценок, для многих пап и мам это непривычно, ведь они не смогут контролировать успеваемость ребенка. «В 1-м и 2-м классе мы сможем применять лишь вербальное оценивание для стимуляции и подбадривания детей: «Отлично», «Молодец», «Хорошо», «Старайся». Отсутствие оценок помогает детям не бояться выполнить задание неверно, ведь в НУШ нет понятия «правильно» или «неправильно».

Вместо предметов — компетентности

Главная особенность НУШ заключается в объединении нескольких школьных предметов в один — «Я познаю мир». При этом в программе будет меньше правил и теории, а больше практики, на основе которой дети сами будут делать выводы. Например, в первом классе они не будут зазубривать гласные и согласные буквы, делать звуко-буквенный анализ, учить таблицу умножения. Вместо этого, повторяя буквы за анимированными персонажами, научатся их складывать в слоги и слова, а подсматривая в таблицу умножения при решении примеров, автоматически ее запомнят.

«Не стоит переживать, что классические предметы: математика, украинский и английский язык — смешают в одну кучу, а также о том, что на одном уроке нужно будет пользоваться учебниками по разным предметам и прочее. Как и раньше, по основным предметам будут отдельные уроки, но, кроме положенных по плану пяти часов украинского языка и трех часов математики, будет еще семь часов интегрированного курса «Я познаю мир». В этот урок будут входить одновременно основы здоровья, информатика и природоведение, и дети будут применять знания по математике, а читая задания, станут тренироваться в чтении. Поэтому уроки будут построены таким образом, чтобы в теме дня использовались знания из разных предметов. Например, при обучении на компьютере дети будут работать в программе, которая объяснит им, что вода может находиться в трех различных состояниях — твердом, жидком и газообразном.

Украинский язык и чтение будут объединены в один предмет, т. е. дети не будут отдельно учить буквы и отдельно тренироваться составлять в слова. Кроме того, сегодня детям не будут снижать оценки за каллиграфию, неправильное соединение букв или написание их не таким размером, как надо. Главное, чтобы они поняли, как они выглядят и произносятся, а со временем они сами выпишутся. «Первоклассники в нашей школе учились писать буквы, выводя их на манке, — рассказывает директор. — Так они не только знакомились с их написанием и произношением в игровой форме, но и развивали мелкую моторику, узнавали, из чего производится эта крупа, как ее изготавливают. А овладев навыками письма, они с легкостью изображали нужные буквы и цифры на бумаге».

Семь зон и игровой коврик

Теперь классы в начальной школе должны быть разделены на 7 разных функциональных зон:

  • Зона творчества — здесь будут находиться крафтовые материалы, диктофон, фотоаппарат, настольные игры, пазлы, журналы. В этой зоне могут располагаться на стенах чистые листы бумаги, и каждый ребенок, когда захочет, может подойти и нарисовать «на стене» все, что ему будет угодно;
  • Зона новостей будет включать классный календарь, запланированные задания и проекты, расписание общешкольных мероприятий, тут может быть прогноз погоды, градусник с температурой воздуха и т. д. В этой зоне можно размещать план работы на уроке и рекомендации по домашней подготовке;
  • Зона материалов — здесь должны быть таблицы, стенды, боксы с подручными материалами;
  • Коммуникативная зона будет включать в себя игровой коврик, на котором дети смогут играть и общаться на переменках. В этой зоне в зависимости от тематики урока могут проходить дискуссии и обсуждения заданий. Во время этой встречи дети будут узнавать друг у друга новости, делиться новыми впечатлениями и учиться делать друг другу комплименты;
  • Зона тишины — она нужна для того, чтобы ребенок, который устал, мог отдохнуть в одиночестве — это может быть запасной стул и стол, кресло-кокон, пуф и т. д.;
  • Зона учителя — это его личное пространство, где размещены личные вещи, например, семейная фотография или место, где бы он смог поставить чашку с кофе;
  • Тематическая зона — эта зона позволяет разместить подсобные материалы, которые потребуются для проведения именно данного конкретного урока.

«У многих родителей, которые видели стандартные классы в обычных школах, где должны поместиться 30 учеников, сразу возникает вопрос о том, где же расположить все эти зоны. Но при умелом планировании и желании это удается, ведь за счет того, что парты в классе будут небольшими и мобильными, эти зоны можно перемещать — стационарной останется зона учителя, в которой будет располагаться компьютер и копировальная техника, а другие зоны можно переносить в зависимости от урока и настроения. Чтобы разместить игровую зону, в которой дети наиболее активно себя ведут, мы в некоторых случаях переместили ее в рекреацию, тем самым освободив место для зоны творчества и открытий. Информационные и тематические зоны не занимают много места, так как их вполне реально разместить на пробковых досках, подвесить на прищепки, прикрепить к стенам кнопками».

Инклюзив в обычной школе

Согласно стандартам НУШ, дети с особыми потребностями сегодня должны учиться вместе с обычными учениками в стандартных классах. Но как показал год эксперимента в пилотной школе, наши учебные заведения не приспособлены для комфортного пребывания там «особенных детей» — нет оборудованных пандусов, поручней и уборных. Кроме того, есть проблемы с количеством ассистентов и оплатой их труда.

«Из каких средств должно финансироваться переоборудование школ под детей с особыми потребностями — пока не понятно. Родители не хотят свои благотворительные взносы тратить на эти нужды, ведь им гораздо интереснее оборудовать класс для своих детей, приобрести им новые парты или мультимедийную технику, а из государственного или районного бюджета финансирование таких нужд не проводится.

Еще одна проблема — соотношение количества детей, требующих повышенного внимания, и ассистентов, которые должны быть предоставлены в помощь учителю. В классе из 20 учеников по правилам может быть не более двух-трех «особенных детей» и один ассистент. Но если эти дети с разными заболеваниями: например, один — с диагнозом гиперактивности, второй — с аутизмом, третий — с ДЦП, то и активность у них разная, и качество внимания к ним должны быть разными. Поэтому один ассистент, не может обеспечить полноценный присмотр за такими детьми».

Жалуется директор и на неотлаженную систему оплаты труда ассистентам. «Мы предусмотрели на каждого ассистента положенные ему 20 часов, насчитали ставку, но тут ребенок заболевает и находится в больнице три месяца. В результате, пока ребенок в болеет, ассистент не получает зарплату. Сложная ситуация создается и в плане психологического комфорта для таких детей. Обычные ребятишки сегодня не готовы принять «особенных» в свой коллектив. Недовольны такими нововведениями и родители обычных школьников, ведь из-за часто непредсказуемого поведения инклюзивных детей неизвестно, чего можно ожидать от «активного» соседа по парте.

________________________________________________________________

Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Черноморска!  Подписывайтесь на наш канал в Telegram и группу в Facebook.  Для удобства скачайте наше бесплатное мобильное приложение IOS / Anroid.

школа реформа
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
Вчера, 26 сентября, в приёмной политической партии «ОПЗЖ» были торжественно представлены члены партии, которые будут баллотироваться на местных выборах. Открыл мероприятие и представил кандидатов лидер партии и кандидат на пост городского головы Михаил Дудников. «Сегодня мы представили команду политической партии «ОПЗЖ», которая идет на выборы. Это команда профессионалов, которые годами доказывали свой профессионализм, верность и любовь своим горожанам», -...
Общество
Состоялось интервью с кандидатом в депутаты от политической̆ партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» Фёдором Балычевым. В рамках программы политик ответил на актуальные вопросы о проделанной работе и о планах на будущее.  Как сообщает сам кандидат, за время его работы реализовано множество программ по благоустройству Александровки. Так, на 90% завершено освещение посёлка, на 60% текущие и капитальные ремонты дорог, установлены детские площадки и много...
Общество
Христиане восточного обряда 27 сентября отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.Об этом пишет Укринформ.Праздник Крестовоздвижения относится к 12 крупнейшим христианским праздникам, в новом церковном году следующим после Рождества Богородицы.Согласно преданию, около 326 года равноапостольная Елена (ок. 255-330), мать первого христианского императора Константина, нашла в Иерусалиме около Голгофы Крест, на котором был распят Иисус Христ...
Общество
В Малодолинском Свято-Воскресенском храме отметили храмовый праздник. Настоятель храма отец Иоанн провёл праздничную службу. Посетили мероприятие прихожане, проживающие в Малодолинском, а также кандидаты в депутаты Черноморского городского совета от политической партии "Оппозиционный блок - За жизнь" Андрей Ленский и Михаил Дудников. Напомним, к Рождественским праздникам в этом году в храме завершены внутренние отделочные работы. Строители трудились нескол...
Общество
В Черноморске прошло общее собрание жильцов, проживающих по адресу: улица Парусная, 8. На встрече также присутствовали совладельцы многоквартирного дома. Вниманию присутствующих представлены отчёты ревизионной комиссии, а также членов правления. Недостатков не обнаружено. Кандидат в мэры Черноморска от политической партии «Слуга народа» Екатерина Чегаринская презентовала свою программу. Все участники команды Екатерины сообщили о своём видении развития наше...
Общество
По данным системы мониторинга СНБОУ на утро 27 сентября В Одесской области 12876, а по всей Украине 198 634 подтвержденных случая заражения COVID-19.За последние сутки в Одесской области выявлено 142 новых случая заражения COVID-19, так что общее количество инфицированных составило 12876. Умерло в регионе от этой болезни 187 (+5 за сутки) человек.По Украине зафиксировано 198 634 (+3 130) случая заражения. 3 959 (+56) человек умерло, 87 882 (+1 009) выздоро...
Общество
Кабинет министров Украины утвердил новый формат национального и международного водительских удостоверений — они будут оформляться на новых бланках и в них появятся новые данные. А также были утверждены формы свидетельства о регистрации транспортного средства.Новые документы полностью соответствуют международным требованиям, пишет Одесская жизнь со ссылкой на сообщение пресс-службы МВД.Бланки для водительских прав нового формата будут изготавливаться в темн...
Общество
В следующем году обязательное ВНО по математике выпускники будут сдавать в зависимости от того, на каком уровне они этот предмет изучали. Тесты распределят по уровню стандарта и по профильному уровню, то есть второй — сложнее, пишет FaceNews.ua.Об этом сообщили в Украинском центре оценивания качества образования.В тесте уровня стандарта будет 28 заданий, а на его выполнение выделят 150 минут. А тестирование профильного уровня будет 34 задание, на выполнени...
Происшествия
Президент Владимир Зеленский подписал указ об объявлении в Украине дня траура 26 сентября. Об этом сообщает пресс-служба главы государства."В связи с трагедией, которая произошла в результате катастрофы военного самолета Ан-26 во время плановых учебных полетов 25 сентября и привела к гибели военнослужащих Воздушных сил Вооруженных сил Украины, с целью чествования памяти погибших постановляю: объявить в Украине 26 сентября 2020 года днем траура", – говоритс...