В Одессу впервые прибыл парусник Рalinuro (фото)
В понедельник, 15 августа, в Одессу впервые прибыл парусник Рalinuro — учебный корабль ВМС Италии., пишет Факты и комментарии.
Проследовав через Воронцовские ворота морского торгового порта, мимо маяка, он ошвартовался у 15 причала пассажирского комплекса морского вокзала и сразу же привлек внимание. Это не мудрено, поскольку парусное судно — это всегда романтика, от него, как говорится, веет стариной.
визит-Рalinuro-Одесса_2_600х450(1)
визит-Рalinuro-Одесса_3_600х450
визит-Рalinuro-Одесса_8_600х450
Вот и у Рalinuro — любопытная история. Он был построен во Франции на верфях в Нанте как рыболовецкое судно и спущен на воду в 1934 году. В течение многих лет исправно выполнял работу «рыбака» до тех пор, пока в 1950 году не был приобретен итальянским военно-морским флотом для обучения гардемаринов — будущих офицеров. Это — трехмачтовая баркентина (парусное судно с косыми парусами на всех мачтах, кроме носовой — фок-мачты, несущей прямые паруса). Данный тип парусного вооружения появился в середине 19 века. Водоизмещение судна — 1450 тонн, длина — 69 метров, — 9,8, осадка 5,7 метров. Способно развивать скорость до 9,5 узлов. Высота самой высокой мачты — гротмачты — более 34 метров, площадь парусов — 1000 квадратных метров, количество парусов — 15; экипаж — 84 человека. У экипажа три ключевых задачи: обучение кадетов, представление Италии за границей, предотвращение незаконной деятельности на море и сохранение морских вод от загрязнения. Сейчас на борту корабля проходят традиционную учебную практику — после окончания первого курса обучения — курсанты Школы старшинского состава ВМС Италии. В том числе — девушки.
визит-Рalinuro-Одесса_9_600х450
визит-Рalinuro-Одесса_7_600х450
В век научно-технической революции парусное судно — анахронизм. Почему же до сих пор нужны учебные парусники? Не случайно же они имеются в составе флотов всех морских держав! (По данным морских экспертов, под флагами 21 страны плавает 66 учебных и учебно-прогулочных парусников, причем 23 из них принадлежат военно-морским флотам). Почему нельзя обучать будущих моряков «нажимать кнопки», не подвергая опасностям и лишениям плавания на заведомо несовременных судах?
Как ни парадоксально, но и сегодня во многом справедливы крылатые слова, сказанные в прошлом столетии адмиралом Степаном Макаровым (сыном боцмана, плававшим под парусом с 13 лет и достигшим наивысшего флотского признания): «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». С тех пор техника, делая чудеса, ушла далеко вперед, неузнаваемо изменились морские суда, но не изменилось море. Оно осталось той же грозной, слепой и коварной стихией. В лучшем случае теперь мы имеем право добавить — грозной, но менее опасной.
Во времена исключительно парусного флота с выходом в плавание судно теряло всякую связь с берегом. Чего только не случалось, когда рейсы продолжались три-четыре месяца! Штормы и ураганы ломали мачты, расшатывали корпуса; лишенные управления суда разбивало о скалы. Ежегодно сотнями пропадали ушедшие в море исправными парусники. Современные теплоходы и турбоходы, безусловно, несоизмеримо надежнее. Сегодняшние штурманы, избалованные электроникой, с ужасом смотрят на примитивные мореходные инструменты и карты, употребляемые сто и более лет назад. Однако факт остается фактом: и в наши дни ежегодно терпят крушение сотни морских судов, гибнут тысячи людей…
Потому и сегодня, как и 100, 200, 300 лет назад, побеждать стихию могут только люди смелые, решительные. В этом смысле паруса, особенно на начальном этапе подготовки моряка, дают для практики очень многое. Абсолютно прав капитан Олег Ванденко, многие годы командовавший легендарным украинским барком «Товарищ», считающий плавание под парусами высшей школой мореходства. Ведь именно на паруснике курсанты гораздо острее, чем на любых других судах, каждой жилкой чувствуют «взаимодействие судна, ветра и волн», находятся гораздо ближе к стихии, которую им надо полюбить и изучить, уважать и побеждать. Практика на учебном паруснике — воспитание мужества и осторожности, быстроты реакции, глазомера, уверенности в себе. Наконец, это и замечательная физическая закалка.
… Четырехсуточной программой пребывания Рalinuro в Одессе предусмотрены встречи экипажа с представителями властей, возложение итальянскими курсантами цветов к памятнику Неизвестному матросу на Алле Славы в парке им. Тараса Шевченко, посещение факультета ВМС Национального университета «Одесская морская национальная академия», спортивная встреча с украинскими коллегами-курсантами…
В свою очередь, жители и гости Одессы также смогут побывать на корабле — ознакомительные экскурсии бесплатны.
визит-Рalinuro-Одесса_11_600х450
визит-Рalinuro-Одесса_10_600х450(1)
визит-Рalinuro-Одесса_16_600х450
Итальянский корабль посетил командующий ВМС ВС Украины вице-адмирал Игорь Воронченко. Руководитель вида ВСУ провел на борту парусника встречу с послом Итальянской Республики в Украине Фабрицио Романо и атташе по вопросам обороны при посольстве полковником Клаудио Деи.
«Стороны обоюдно выразили важность дальнейшего развития сотрудничества между флотами, общения будущих флотских офицеров двух стран, проведения дружеских визитов кораблей», — отметили в пресс-центре ВМС Украины.
Визит «Рalinuro» в Одессу продлится до 19 августа.
Как заявил командир Рalinuro, капитан 2-го ранга Габриеле Бельфиоре, визит в Одессу этого учебного парусника ВМС Италии является важным историческим событием.
визит-Рalinuro-Одесса_1_600х450
— Заход в Одесский порт является важным историческим моментом для нашего корабля, — сказал он в ходе пресс-конференции, прошедшей на борту парусника. — Впервые за 82 года своего существования он зашел в Черное море, в ваш порт. Одесса хорошо известна среди итальянских моряков, все они мечтают здесь побывать.
Бельфиоре подчеркнул, что проход через Босфор и Дарданеллы является очень важным моментом для курсантов. Он также поблагодарил Одессу за теплый прием. Он рассказал, что численность экипажа корабля — 130 человек, в том числе — 33 курсанта, из которых 12 девушек. Во время практики на паруснике девушки выполняют обязанности матросов наравне с парнями. После окончания школы старшин все они будут служить на кораблях ВМС Италии специалистами в области электротехники и компьютерных систем, медсестрами, или в береговой охране.
визит-Рalinuro-Одесса_0_600х450
Как подчеркнул господин Романо, прибытие в Украину Рalinuro — еще один шаг на пути консолидации отношений между двумя странами.
«Наши отношения дружественные и теплые, в первую очередь — за счет близости наших культур», — сказал посол.
Здесь же, в акватории Одесского морского порта, буквально напротив зашедшего парусника, ошвартован (как говорится, давно, всерьез и надолго) парусный корабль -«Дружба». На нем развивается государственный флаг Украины. Это уникальный трехмачтовый фрегат (судно с полным парусным вооружением) является единственный парусником в Украине. Сооружено он на Гданьской судоверфи (Польша) в 1987 году и тогда же стал учебным судном Одесского высшего инженерного морского училища (ныне — Национальный университет «Одесская морская академия»). Это трехмачтовый корабль построен по типу парусных судов начала XX века. Паруса управляются исключительно вручную. Судно имеет два дизельных главных двигателя Zultzer мощностью 840 Квт каждый.
«Дружба» отлично известна в морском мире, она неоднократно участвовала в международных регатах парусных судов, где завоевывала почетные места.
В 1992 году в итальянском порту Мессина судно переоборудовали под круизную яхту. В итоге число мест для курсантов сократилось до 30; вместо кубриков появились 29 двухместных пассажирских кают, ресторан на 75 мест, два бара. Судно работало на маршруте Барселона — Балеарские острова, затем (в 1995—1996 годах) — в Болгарии, в 1997 году арендовалось концерном «Приморье».
С начала XXI века «Дружба» стоит на приколе в Одесском порту, на ней время от времени, если так можно выразиться, проходят практику курсанты младших курсов Одесской морской академии.