Наставничество для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

На сегодня в Украине функционирует почти 770 учреждений интернатного типа, в которых находится более 100 тыс. детей. К сожалению, проживание в интернатном заведении наносит непоправимый вред эмоционально-психологическому состоянию ребенка. Такие дети вырастают неподготовленными к жизни вне учреждения и выходят во взрослую жизнь, не имея необходимых социальных умений и навыков.

В конце прошлого года внесены изменения в Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки». Статья 17-1 настоящего Закона вводит институт наставничества для работы с детьми, которые воспитываются в интернатных заведениях, с целью их поддержки и подготовки к самостоятельной жизни. 

Наставником может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, которое прошло курс необходимой подготовки по проблемам социальной адаптации детей и их подготовки к самостоятельной жизни по соответствующей программе. Интересно, что есть определенные ограничения по наставничества. Так, наставниками не могут быть, в частности, лица: лишенные родительских прав, если эти права не были восстановлены; которые были усыновителями (опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями) другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным (была прекращена опека, попечительство или деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа) по их вине; находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере; злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами; не имеют постоянного места жительства и постоянного заработка (дохода); были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений.

Основными задачами наставничества являются: определение и развитие способностей ребенка, реализация его интересов в профессиональном самоопределении; предоставление ребенку доступной информации о его правах и обязанностях; формирование у ребенка практических навыков, направленных на адаптацию его к самостоятельной жизни, в частности по решению бытовых вопросов, распоряжение собственным имуществом и средствами, получение образовательных, социальных, медицинских, административных и других услуг; ознакомление ребенка с практиками общественного общения и преодоления сложных жизненных ситуаций; содействие становлению ребенка как ответственной, успешной личности; формирование у ребенка навыков здорового образа жизни.

Наставник имеет право посещать ребенка по месту его проживания, обучения, лечения, оздоровления, а также с согласия ребенка и родителей, других законных представителей ребенка, администрации учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, другого заведения для детей общаться с ребенком вне места его проживания, обучения, лечения, оздоровления, в том числе приглашать ребенка в свою семью в праздничные и нерабочие дни, дни каникул, предоставлять ребенку помощь в получении дополнительных образовательных, социальных, реабилитационных, оздоровительных услуг, участвовать в обеспечении его одеждой, обувью, принадлежностями для обучения и развития и др. 

Нужно отметить, что наставничество осуществляется на основании договора о наставничестве, который заключается между центром социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства ребенка, наставником и администрацией учреждения, в котором проживает ребенок, в интересах которого заключается такой договор. Для заключения договора о наставничестве требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить, а также письменное согласие его родителей, иных законных представителей. Согласие ребенка предоставляется в форме, соответствующей его возрасту и состоянию здоровья.

Таким образом, наставник - это не опекун, не воспитатель, а скорее старший друг. Поэтому, наставничество, як новый социальный институт, будет приносить положительные результаты для ребенка, поскольку наставник помогает ребенку освоить нормы, модели поведения, принятые в обществе, с целью дальнейшей адаптации в социуме. Это важно для ребенка, особенно, если он воспитывалась в неблагополучной семье. 

Напоминаем, что дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки, дети, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах, дети, пострадавшие в результате военных действий и вооруженных конфликтов имеют право на бесплатную вторичную правовую помощь на все виды правовых услуг, предусмотренных частью второй статьи 13 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи", а именно на защиту, осуществление представительства интересов в судах, а также составление документов процессуального характера.

Обратиться за помощью к Черноморскому бюро правовой помощи можно по адресу: г. Черноморск, ул. 1 Мая, 3 (дом быта «Радуга»), помещение №305/комната №105, тел. (04868) 50226.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать